Формирование компетенций цифрового общества средствами информатизации образования
Трансформация
образования: основные направления развития
Последние годы ознаменованы процессами модернизации системы образования, обусловленными радикальной трансформацией запросов личности, общества и государства к образовательным результатам. На протяжении XX века основным предметом модернизации образования становилось его содержание, но в последнее десятилетие акцент смещается в направлении совершенствования организационных форм, методов, средств обучения, технологий управления образовательной организацией, создания цифровой образовательной среды различных уровней – персонифицированной, предметной, среды образовательной организации, региональной, федеральной и глобальной.
Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой современных Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, непосредственным образом связывает образовательные результаты с определенными видами учебной деятельности обучающихся. В то же время, чтобы достичь актуальных на сегодняшний день (и в прогнозируемом будущем) образовательных результатов, требуется активизировать инновационные виды учебной деятельности, реализация которых становится возможной в современной цифровой образовательной среде за счет новых средств обучения, наиболее значимыми из которых являются цифровые образовательные ресурсы.
Разработка цифровой образовательной среды, в которой деятельность в условиях инновационных организационных форм образовательного процесса ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, составляет одну из важнейших задач модернизации образования и отражает сущность новой образовательной политики. Ключевым элементом информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые выступают как средство обучения, как орудие интенсификации и повышения качества образования, а также как инструмент повышения мотивации к образованию и самообразованию.
В настоящее время идет работа по трансформации системы образования сразу по нескольким направлениям:
- трансформация целей образования - разработка Базовой модели компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики, на развитие которых должно быть ориентировано современное образование; в разрабатываемой концепции выделяются базовые и профессиональные компетенции: базовые (надпрофессиональные) компетенции представлены как особый вид компетенций, которые реализуются и развиваются на протяжении жизни человека в разнообразных видах деятельности и определяют его готовность к постоянному саморазвитию, профессиональные компетенции формируются в процессе предметной подготовки будущих специалистов;
- трансформация форм обучения - на смену традиционной классно-урочной системе, просуществовавшей много лет, но имеющей существенный недостаток, выраженный в ориентации на “среднего ученика”, приходят инновационные формы обучения, реализация которых возможна при условии создания цифровой образовательной среды: смешанное обучение, перевернутый класс и т.д.;
- трансформация методов обучения – новые возможности, появившиеся с связи с бурным развитием информационных технологий, породили новые методы обучения: метод реификации, метод прецедентов, ассоциативный метод, компьютерное моделирование, компьютерный эксперимент и т.д., а также послужили предпосылкой возникновения нового подхода к подаче учебной информации путем геймификации образовательного процесса;
- трансформация средств обучения – электронные образовательные ресурсы являются инновационным средством обучения и ключевым элементом предметной цифровой образовательной среды, к ним могут быть отнесены электронные учебники, электронные приложения к традиционным учебникам, электронные тренажеры, средства обеспечения наглядности обучения, средства для работы в удаленных лабораториях, средства реализации компьютерного эксперимента, автоматизации обработки экспериментальных данных, средства дополненной и виртуальной реальности и т.д.;
- трансформация средств управления образовательным процессом и взаимодействием участников учебного процесса - благодаря возможностям современных средств автоматизации контроля знаний обучающихся и мониторинга образовательных достижений в целом, у педагогов и методистов появляется возможность проведения формирующего оценивания и разработки на его основе индивидуальных образовательных маршрутов школьников, возможность своевременного оказания методической и психологической помощи ребенку, его семье в целях повышения качества обучения;
- формирование цифровой образовательной среды всех уровней - персонифицированной, предметной, среды образовательной организации, региональной, федеральной и глобальной.
Для формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики, необходимо планомерное развитие системы образования во всех вышеперечисленных направлениях.
В условиях стремительного изменения технологий, устаревания и появления новых профессий, становится актуальной тенденция Lifelong Learning (обучение в течение всей жизни). Для формирования мобильной, разносторонне развитой личности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся условиям цифрового мира на уровнях общего и высшего образования, необходимо достичь следующих целей:
1) научить учиться - сформировать базовые (надпрофессиональные) компетенции, универсальные учебные действия;
2) сформировать фундаментальные основы предметного знания и фундаментальные профессиональные компетенции, инвариантные технологиям и не изменяющиеся с течением времени;
3) сформировать мотивацию к самообразованию и необходимые для этого регулятивные компетенции;
4) познакомить обучающихся с передовыми технологиями, применяющимися в конкретных предметных областях.
Самообразовательная деятельность должна сочетаться с периодическим обучением в рамках программ дополнительного профессионального образования. Это могут быть как краткосрочные, так и долгосрочные курсы, которые придавали бы дополнительный импульс саморазвитию, помогали бы сориентироваться в новых тенденциях, познакомиться с новыми инструментами профессиональной деятельности.
Содержание модулей программы «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего»
В настоящее время цифровые технологии применяются при обучении практически всем дисциплинам в вузе. При этом на повестку дня выходят не сами информационные технологии, их отбор и правила применения, а вопросы их взаимосвязанной работы, приводящей к появлению новых свойств, возможностей и преимуществ, значимых для повышения эффективности образования. В соответствии с этой исходной позицией выстроена вся структура образовательной программы «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего».
Целью данной программы является обновление и совершенствование профессиональных и надпрофессиональных компетенций НПР в условиях цифровизации образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.
Среди задач программы можно выделить следующие:
- знакомство слушателей с наиболее эффективными педагогическими технологиями, направленными на формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций обучающихся;
- знакомство с существующими цифровыми образовательными ресурсами и инструментами для их разработки;
- знакомство с особенностями организации и проведения занятий с применением современных образовательных технологий;
- формирование умений организации совместной учебной деятельности средствами цифровых технологий;
- формирование компетенций в области экспертизы и оценки качества цифровых образовательных ресурсов;
- формирование представлений о трансформации средств управления образовательным процессом в условиях цифровой образовательной среды.
Тема 1. Программа «Цифровая экономика в РФ». Базовая модель компетенций для цифровой экономики – новый социальный вызов сфере образования
Новые нормативные документы в сфере образования, разработка которых проводится в настоящий момент времени и завершится в 2024 году выходом новой серии образовательных стандартов для всей линейки уровней образования от дошкольного до уровня докторантуры. Новая концепция определения планируемых образовательных результатов в терминологии Базовой модели компетенций цифровой экономики.
Тема 2. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС и базовой модели компетенций выпускников.
Системно-деятельностный подход является методологической основой действующих Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней и на его же основе строится новая концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики, что подчеркивает фундаментальный характер исследований и теорий, представляющих системно-деятельностный подход. В контексте новых концепций системно-деятельностный подход позволяет изучать деятельность как систему деятельностей, включающей ее различные виды: образовательную, экономическую, социальную, интеллектуальную, культурную и др; позволяет изучать компетенции и модели компетенций в отношениях и связях разных видов деятельности.
Тема 3. Информатизация современного образования как инструмент формирования компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики – базовых (soft skills) и профессиональных (hard skills). Атлас новых профессий.
Уровни формирования базовых компетенций, методологическая основа определения профессиональных и надпрофессиональных компетенций, soft-skills, hard-skills, образовательный «переход» от образования для всех к образованию для каждого.
Атлас профессий XXI века: Какие профессии появятся в ближайшем будущем и какие исчезнут в связи со становлением информационного общества.
Тема 4. Оценка качества цифровых образовательных ресурсов на основе системно-деятельностного подхода.
Методы оценки качества цифровых образовательных ресурсов: экспертные методы, аналитические. Назначение оценки качества ЦОР. Критерии оценки качества ЦОР: санитарно-гигиенические, технико-технологические, дидактические, эргономические, требования системно-деятельностного подхода.
Тема 5. Методика разработки цифровых образовательных ресурсов на основе системно-деятельностного подхода.
Этапы разработки цифровых образовательных ресурсов. Значение этапов внешнего проектирования и разработки технического задания. Принципы разработки цифровой образовательной среды в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Тема 6. Реализация современных образовательных технологий с использованием IT (смешанное обучение, перевернутый класс, Case-Study).
Дидактические возможности и методические условия применения инновационных образовательных технологий, ориентированных на широкое использование цифровых инструментов и электронных образовательных ресурсов. Проблемы внедрения современных образовательных технологий и пути их преодоления.
Тема 7. Сетевые сообщества педагогов. Электронное портфолио педагога.
Понятие сетевых сообществ учителей. Существующие профессиональные социальные сети. Возможности сетевого взаимодействия с коллегами из других образовательных организаций.
Электронное портфолио учителя как средство самопрезентации, как средство саморазвития. Презентация портфолио педагога как одна из объективных форм проведения аттестации педагогических работников. Формирование навыков регистрации, заполнения собственного портфолио и взаимодействия с коллегами.
Тема 8. Варианты реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся: портфолио обучающегося, индивидуализированная проектная деятельность.
Понятие индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуализация обучения как одна из наиважнейших задач информатизации образования. Е-портфолио обучающихся: примеры реализации. Проектная деятельность обучающихся как средство формирования индивидуального образовательного маршрута, параллельное ведение портфолио как средство осуществления ориентировочной и контрольно-корректировочной (рефлексивной) деятельности.
Тема 9. Применение методов геймификации в процессе обучения: образовательный квест, сторителлинг, ClassCraft.
Понятие геймификации. История возникновения и предпосылки. Опыт применения геймификации в сфере корпоративного обучения и в работе общеобразовательных организаций. Инструменты геймификации учебного процесса. Позитивные и негативные последствия геймификации. Применение средств геймификации для повышения эффективности инновационных образовательных технологий, основанных на использовании ИТ.
Тема 10. Интеллект-карты как средство: а) обучения, б) составления опорного конспекта обучающегося, в) создания технологической карты урока, г) организации сетевого BrainStorming.
Психологическое обоснование эффективности радиантного представления информации. Понятие и структура ментальных карт, основные принципы и правила составления. Программы для создания интеллект-карт: Xmind, iMindMap, FreeMind, The Personal Brain. Организация совместной учебной деятельности средствами интеллект-карт.
Тема 11. 3D-моделирование как инструмент формирования компетенций для цифровой экономики.
3D-моделирование как инструмент формирования инженерных компетенций обучающихся, универсальных учебный действий и как средство реализации метапредметности образования. Игровая индустрия: тандем художников и программистов. Моделирование и анимация трехмерных моделей образовательных игр. Принципы концептуального дизайна и анимации, проектирование и создание игровых персонажей видеоигр.
Тема 12. Вариативная часть курса (модуль на выбор обучающегося).
Методы искусственного интеллекта в современном образовании
Методы искусственного интеллекта как способ преодоления фундаментальных проблем современного образования. Адаптивное построение индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения. Автоматическая оценка качества письменных работ, обучающихся. Анализ обратной связи от обучающихся и контроль процесса обучения на основе обработки текстовой информации из социальных сетей и образовательных форумов. Применение интеллектуальных диалоговых систем в процессе обучения для ответов на вопросы по учебным материалам и решения организационных проблем.
Методы защиты информации в работе педагога
Понятие национальной безопасности; виды безопасности; Информационная безопасность (ИБ) в системе национальной безопасности; угрозы ИБ; основные методы и средства обеспечения ИБ; основы комплексного обеспечения ИБ.
Понятие о моделях, стратегии и системах обеспечения ИБ; обеспечение ИБ в нормальных и чрезвычайных ситуациях; основные нормативные и правовые акты в области ИБ; критерии и классы защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем; анализ корректности систем обеспечения ИБ; методология обследования и проектирования систем обеспечения ИБ.
Основы организации и ведения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Практические реализации типовых моделей защищенных информационных систем обработки персональных данных. Разработка политики информационной безопасности образовательного учреждения.
Стек цифровых технологий формирования профессиональных компетенций в формате практико-ориентированного обучения
Применение методологии практико-ориентированного обучения к образовательному процессу в учебных заведениях. Эволюция подходов к построению образовательного процесса. Примеры реализации практико-ориентированного обучения.
Набор знаний и навыков ИТ-специалиста в современной системе разделения труда, которые дают конкурентные преимущества на кадровом рынке. Проектирование трансформации образовательной программы под практико-ориентированное обучение и оценка трудоемкости промежуточной аттестации.
Тема 13. Итоговый проект: разработка электронного образовательного ресурса и описание методики его применения.
Теоретические аспекты проектирования и разработки электронного образовательного ресурса (ЭОР): дидактические, методические и технические требования. Обзор существующих программных средств для реализации проекта. Обоснование выбора технического средства для создания образовательного ресурса. Проектирование, апробация и внедрение проекта. Разработка методических указаний для использования разработанного электронного образовательного продукта в образовательном процессе. Составление отчета по проекту.
По каждому модулю представлены подробные материалы, содержащие как теоретические аспекты рассматриваемых вопросов, так и полноценные лабораторные работы, описывающие алгоритмы работы с конкретными программами, сервисами, онлайн-ресурсами. Кроме того, каждая тема содержит перечень источников для самостоятельного изучения, с опорой на которые слушатели могут углубить свои знания по заинтересовавшему их направлению цифровизации, спроектировать отдельные элементы цифровой образовательной среды, разработать методику их применения в условиях реального образовательного процесса.
В результате обучения по данному курсу слушатели не только приобретут теоретические знания о современных тенденциях развития образования, но и применят полученные знания на практике: планируется разработка каждым слушателем проекта, в котором он реализует методику изучения конкретной дисциплины (темы) с учетом новых, основанных на использовании цифровых инструментов, методов, форм и средств обучения.